Как завершали строительство избы
Перед покрытием крыши укладывали матицу, в деревянном доме так называлось основание для потолка. Обряды, совершаемые при этом, должны были принести в дом достаток и тепло. Обычно один плотник обходил черепной венец — бревно, должное стать самым верхним, раскидывая при этом зерно и шишки хмеля. После этого к венцу привязывали шубу с угощениями в карманах и поднимали. А уже после окончания возведения матицы эту шубу снимали и съедали содержимое карманов.
Следом за этим в стенах дома прорубали отверстия для дверей и окон. Во время этого плотники читали наговоры, которые защищали избу от проникновения воров и злых духов. А после укладки покрытия крыши хозяева дома накрывали для строителей стол и угощали их специальными блюдами. Такие посиделки назывались «замочкой» крыши.
Убранство крестьянской избы на Руси
Что известно о постройке египетских пирамид
Египет может похвастаться 35 скоплениями пирамид. Главными считаются три пирамиды-колосса с многовековой историей, расположенные в пустыне Гиза, к которым и устремляются туристы. Это Микерина, Хеопса и Хефрена. Пирамиды выполняют функцию некрополя, ведь предназначались они для умерших фараонов. Фараоны при жизни имели статус богов. Тела их следовало с почётом «передавать» в загробное царство. Правителей Древнего Египта не просто бальзамировали – это был целый ритуал, как при сборах в дальнюю дорогу. В усыпальницу вместе с хозяином отправлялись наиболее дорогие его сердцу вещи, а зачастую и преданные рабы и жены, которых специально умертвляли.
Для кого всё же строились пирамиды в Древнем Египте
Долгие года никто не сомневался в назначении пирамид. О том, что они могли строиться с иными целями, нежели захоронение «богоподобных» фараонов, исследователи задумались гораздо позднее. В первую очередь учёных смутило достаточно сложное устройство гробниц: для погребений можно было делать сооружения и попроще. Более того, эксперты выражают сомнения и в том, что пирамиды вообще строили древние египтяне.
Способы прямого обжига древесины
1. Поверхностная обработка пламенем. Является самым популярным методом, так как не требуется наличие профессиональной подготовки и больших финансовых затрат. В наличии необходимо иметь газовую горелку или паяльную лампу. Этого будет достаточно, чтобы прожечь деревянную поверхность на 3-5 мм. Поэтому, обжиг древесины данным способом, можно с лёгкостью выполнить в домашних условиях.
2.Полная обжиг. Здесь на много всё сложнее, так как технологический процесс требует наличие температуры не менее 400 градусов. Достичь таких показателей, можно только в специальных вакуумных печах. Дерево после такого обжига, часто используют для изготовления мебели и очень редко в строительстве. Это обусловлено тем, что, даже самая прочная древесная порода меняет свойства и уменьшается в размерах от такой температуры.
3.Глубокий обжиг. Работа выполняется в открытых печах при температуре не более 200-250 градусов. Данный способ применяют для обжига материала бывшего в употреблении. После обработки, деревянная поверхность приобретает уникальный внешний вид с насыщенным графитовым оттенком. В данном случае глубина обжига не должна превышать 20 мм.
Ремарка: ещё один способ к сведению
Справедливости ради, раз уж зашла речь о старинных технологиях, нужно упомянуть ещё одну, не так распространённую, но тоже очень действенную. Для сохранности нижних венцов срубов в старину использовали метод прогрева без доступа воздуха. Для этого брёвна закапывали в песок, а сверху разводили огонь. При отсутствии кислорода и высокой температуре поверхность дерева полимеризовалась.
ФОТО: 4.bp.blogspot.comТакие венцы возрастом от 600 лет вы можете увидеть на раскопках Древнего Новгорода
А ещё особенно ценилось морёное дерево. Крестьяне даже оброк платили этим материалом:
Watch this video on YouTube
Новый этап в развитии пропиток – несолевые составы
Современная промышленность предлагает для обработки древесины антисептики, антипирены, комплексные составы. Принцип действия защитных пропиток промышленного производства остался прежним – токсическое действие на микроорганизмы плюс защита от воды и снижение горючести. Однако их применение более предсказуемо:
- Проверенная безопасность. Составы сертифицируются, что помогает контролировать воздействие на человека и окружающую среду.
- Понятный механизм и срок действия. Производители подробно прописывают, при каких условиях, каким образом и как долго действует защита. Например, антисептический состав Nortex в условиях открытой атмосферы работает 8 лет, в скрытых полостях и в местах не подверженных вымыванию – не менее 30 лет.
- Простота использования. Составы продаются готовыми, наносятся как обычная краска. Не нужно искать ингредиенты, следовать противоречивым рецептам: есть понятная инструкция, где прописаны все особенности применения.
Несолевые пропитки серии «Пирилакс» и «Нортекс» относятся к новому поколению биопиренов на основе фосфорсодержащих соединений. Это продукты принципиально нового уровня огнезащиты и антисептирования, на сегодняшний день являются сильнейшими составами в данном направлении среди ввозимых и производимых в России.
Компоненты «Пирилакс» и «Нортекс» родственны компонентам древесины — целлюлозе и лигнину. Они не отторгаются как солевые огнезащитные составы, а проникают вглубь до 5 мм и взаимодействуют с древесиной на химическом уровне. Благодаря этому трудоемкая глубокая пропитка в автоклаве заменяется на более простую и быструю поверхностную обработку. Антисептическое действие основано на механизме консервации. Обработанное дерево становится непригодным для питания примитивных живых организмов, что обеспечивает долговременную эксплуатацию без риска появления плесени, древоточцев, водорослей и гнили.
В отличие от солевых составов, несолевые биопрены можно наносить на влажную древесину (до 25%) и при минусовых температурах. Это позволяет продлить строительный сезон, сократив сроки сдачи объектов.
Дизайнерские решения с использованием обожжённого дерева
Молодой дизайнер из Голландии, который покорил весь мир своим представлением о том, как должна выглядеть стильная мебель, задал целое направление в дизайне интерьеров. Этот стиль напоминает швейцарские шале, где горит камин, а в доме пахнет деревом. При этом обожженная мебель придает определенную цветовую гамму всему интерьеру, она обычно теплых, темных тонов, что задает направление выбору отделочных материалов.
Парадокс в том, что обожженное дерево будет отлично смотреться и на «чипэндейловском» стуле или кушетке, и на столе грубого сруба в стиле кантри. Обожженная мебель также может дополнить любой современный интерьер, выступив оригинальным акцентом.
Здесь нет никаких ограничений, такая фактура отлично сочетается практически со всеми дизайнерскими решениями. Обожженное дерево в интерьере можно использовать, например, в следующем виде:
Напольное покрытие или ступени для лестниц зададут тон всему интерьеру. Для такого решения необходимо отдать предпочтения поверхностному методу обработки дерева, который сохраняет естественный рисунок материала.
Дизайнерские аксессуары – это могут быть деревянные панно на стены, рамы для фотографий, необычные вазы, цветочные горшки и т.д.
- Столешницы из цельного дерева смотрятся благородно и массивно в интерьере. Обожженное дерево при этом покрывают специальным лаком.
- Покрытие стены деревянными досками для создания необходимо дизайнерского эффекта в интерьере. Выделение одной стены производит хорошее впечатление, а натуральный материал создаст дополнительную теплозащиту помещению.
Деревянная консоль и мебель в спальне создадут особый шарм интерьеру. Это могут быть некоторые акценты в мебели из дерева в сочетании с другими материалами либо мебель может быть полностью изготовлена из обожженного дерева.
Вариантов применения множество главное подобрать свой уникальный стиль, в котором будет приятно находиться. Здесь можно экспериментировать: сочетать фактуры и цвета, дополнять аксессуарами и предметами мебели из металла, дерево можно покрыть цветным лаком, который добавит нужный тон и т.д.
Русское деревянное зодчество изба. Деревенский стиль
Деревенский стиль предполагает чаще всего классическую постройку дома из дерева или из камня, а основной характеристикой стиля выступает – естественность, простота и уют.
По количеству стен в избе, избы подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки. Русская изба чаще всего была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»).
Пятистенок – деревянный том в виде прямоугольника, жилая площадь которого разделена поперечной стенкой на две части. В старину это были горница и сени, где горница – чистые помещения избы, а сени – пространство между крыльцом и жилыми комнатами.
крестьянский дом пятистенок
В современных домах сенями называют холл, прихожую, коридор или тамбур. Кроме того, здесь можно обустроить террасу или пристроить веранду.
Пространство деревянного дома в деревне и несуразные пропорции современных квартирок – подсознательно чувствуется разница. Но как использовать систему мер наших предков?
Люди разного роста строили хоромы (дома) идентичные по внешнему виду, но разные по размеру, т. е. гармоничные, соответствующие пропорциям только своего тела. Поэтому и было выражение: «У каждого своя пядь, и каждый мерит на свой аршин».
Пядевая система ме на Руси – каждый мерит на свой аршин
В основе пядевой системы лежит единица измерения “пядь”.
То есть, были определённые жреческие меры (сама пядевая система) и обиходные, чтобы человек уже под себя создавал гармоничную структуру
- К примеру, если дом строишь 6 на 7 метров, то надо перевести в аршины ( 0,71 метр=1 аршин) – получается 8,45 на 9,85 аршин – делаем 9 на 10 аршин. получается 6,39 метра на 7,1 метра.
- Еще пример- если думаете высоту потолков примерно 3 метра, то выбор или 4 аршина-2,84 метра или 5 аршин-3,55 метра.
Смысл чтоб размеры были кратны аршинам, саженям, пядям, вершкам.
В современном понимании золотое сечение – это число оно немного больше 1,6. Исторически оно “прославилось” как особое отношение двух величин
Русская изба, ее строительство, системы мер, применяемые на Руси – это часть русской культуры.
Её уникальная архитектура свидетельствует о верности многовековым традициям в построении жилищ. И нам, современным и продвинутым, ее – культуру деревянного домостроения, стоит не только чтить и помнить, но и многому поучиться у наших предков
Секреты наружной отделки
Благодаря легкости обработки дерево представляет дизайнерам массу декоративных возможностей. Если поверхность стены из бруса удается разнообразить в основном за счет изменения цвета, то от бревен можно добиться большего. Искусственно состарить внешность дома позволяет технология механического текстурирования, при которой в результате механической обработки снимается только кора, так что остается неповторимый природный рельеф бревна. Также приветствуется тонирование бревен в более темные оттенки, которые будут отвечать вкусу хозяина дома. При создании архитектурного проекта обязательно учитывается диаметр бревна: кроме теплозащитных свойств он задает определенный рельеф стены, который тем заметнее, чем толще бревна в поперечнике — от 24 до 50 см. Помимо строительного назначения дерево используется и в отделке фасада, в частности каркасных фронтонов, где для имитации бревна достаточно блок-хауса.
Чтобы уберечь бревенчатый дом от сквозняков, требуется утепление межвенцовых швов. Исторически щели конопатили пенькой, паклей, мхом, льняной «веревочкой», джутом — каждый способ имеет свою технологию, плюсы и минусы. Но так же, как пластиковые окна избавляют хозяев от утомительного утепления рассохшихся деревянных рам, современные герметики для деревянных домов решают проблему если не навсегда, то на очень долгое время. Они растягиваются и сжимаются вместе с изменением линейных размеров деревянного сруба и не препятствуют естественной вентиляции через стены, причем цвет герметика помогает либо замаскировать швы, либо сыграть на контрасте, подчеркнув ритмику пространственного сочленения бревен.
Секреты наружной отделки
Вышгороды и оборонительные постройки
«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.
Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».
Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».
Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.
Общий вид
Как же наши прадеды строили избы? Во многом это зависело от региона проживания. Ведь даже сейчас, посетив юг и север России, нельзя не отметить разницу в домах. Традиции зодчества зависели и от климатических условий, наличия необходимых материалов. Например, в северных краях была влажная почва и соответственно, большое количество сырья для строительства домов.
В южных регионах с древесиной было тяжело, поэтому до пятнадцатого века там возводили хаты-мазанки, напоминающие землянки, на один метр врытые в грунт. Северяне быстрей пришли к наземному типу жилья, благодаря влажному климату и большому количеству леса.
Изба девятого столетия представляла собой квадратную постройку со стороной от четырех до пяти метров. Сруб привозили на место строительство в готовом виде либо собирали по бревнам.
Пол в жилище чаще всего был земляным, чуть позже его начали застилать досками. Состоятельные славяне строили двухэтажные терема. К избе обычно пристраивали сени, шириной примерно два метра.
Крыша была из дерева, теса или драни. С шестнадцатого века кровлю покрывали корой березы, чтобы защитить от сырости. Оконное стекло появилось в десятом столетии, до этого жильё строили без проемов, оборудуя лишь маленькие окошечки для вывода дыма. |
Стены Саксайуамана
Куско богат руинами, которые оставили инки, но одна структура среди них все же заметно выделяется. На северной окраине города находится крепость Саксайуаман – резиденция правившей когда-то династии. От комплекса мало что сохранилось, однако даже по этим жалким фрагментам понятно, что инки были выдающимися строителями. Особенный интерес ученых вызывают стены крепости. Они построены из очень тяжелых каменных глыб, которые идеально подогнаны друг к другу и сложены, как кусочки пазла. У валунов неправильная форма, но они прилегают так плотно, что между ними не влезет даже иголка. Стены имеют более шести метров в высоту. Самая длинная тянется на 400 метров. Они совсем не вписываются в привычную картину мира, и испанцы, захватив Куско, принялись разрушать их, искренне считая, что их могли возвести только потусторонние сущности. Как понятно, не из доброго лагеря. Впрочем, большинство валунов оказались слишком тяжелыми, и европейцам не удалось сдвинуть их с места.
В Западной Сибири кладоискательство стало профессиональным ремеслом
После завоеваний Ермака, на протяжении XVII–XVIII веков помимо охотников на соболей в Сибирь стекались искатели сокровищ. Сотни людей оставляли свои дома и уходили на Восток, манимые рассказами о наполненных золотом курганных могильниках сибирских аборигенов. Ярче всего о расхищении кладоискателями сибирских древностей рассказал немецкий врач и сподвижник Петра I Даниэль Мессершмидт:
В поисках кладов крестьяне сибирских деревень не брезговали помощью знахарей и колдунов. В 1850 году киргизский шаман Манжор Елемесов за внушительную плату связался с духами, которые указали местонахождение кургана с несметными богатствами. Обрадовавшись, крестьяне побросали дела и принялись его раскапывать. Местное начальство остановило помешательство, а горе-кладоискатели чуть не отправились в тюрьму за преступление против веры.
Жемчужный блеск эмали
Специалистов из разных областей науки тоже интересует секрет идеальной улыбки какого-нибудь питекантропа или неандертальца. Археологи, историки, стоматологи и диетологи высказывают свои предположения на этот счет.
Кандидат медицинских наук Тамара Гусейнова написала статью «О состоянии зубов древних жителей Азербайджана (по материалам археологических раскопок)», которая была опубликована в журнале «Биомедицина» (№ 3 за 2005 год)
Как и другие ученые, автор обратила внимание, что неандертальцы и кроманьонцы почти не страдали стоматологическими заболеваниями, известными каждому современному человеку
«И главное, сохранившиеся зубы были хорошо развиты, крепкие, цвета слоновой кости с почти прижизненным жемчужным блеском эмали», – отметила Т.Г. Гусейнова.
Как установили ученые, в палеолите, завершившемся примерно 11-12 тысяч лет назад, гоминиды еще ничего не знали о кариесе. Археологи пока не обнаружили ни одного черепа, относящегося к древнему каменному веку, с поврежденными болезнью зубами. А вот в последовавший затем период неолита, когда охотники и собиратели перешли к земледелию и скотоводству, кариес уже начал встречаться, хотя и очень редко.
В бронзовую эпоху, окончание которой ученые приблизительно датируют XII веком до нашей эры, если и находятся зубы, пораженные болезнью, то только у пожилых людей. Причем, даже у них зубная эмаль повреждена лишь немного. А вот после того, как наши предки научились создавать и пользоваться железными орудиями труда, кариес начал поражать молодых людей, размер и глубина повреждений на человеческих зубах увеличились.
«Если в Швеции, в древние века отмечалось 8% кариеса зубов, в средние – 19%, в ранние новые века – 20%, то в XX в. пораженность достигла 89%, т.е. за 1500-2000 лет прослежен резкий рост ухудшения и развитие кариозного поражения зубов», – такие данные привела Т.Г. Гусейнова в своей научной работе.
Специалисты связывают резкий рост стоматологической заболеваемости населения нашей планеты с изменениями быта, питания и условий жизни людей.
Преимущества и недостатки технологии
Обработка дерева в домашних условиях имеет ряд бесспорных преимуществ:
- нет необходимости использовать сложные химические вещества;
- способ при соблюдении технологии достаточно прост и может быть реализован вне специального цеха;
- материал приобретает важные свойства: пожароустойчивость, износостойкость, дерево не подвергается влиянию микроорганизмов;
- процесс может быть осуществлен без помощи третьих лиц.
Недостатком можно считать только высокую трудоемкость процесса, если его выполнять в домашних условиях. Процесс предполагает не только сам обжиг, но и зачистку поверхности, и дальнейшую ее обработку.
После термической обработки древесина приобретает изысканную, неповторимую фактуру
Чем обработать?
В принципе, материал можно оставить в том же виде, не меняя ничего, не прибегая ни к каким пропиткам. Но многие мастера уверены, что все же покрыть лаком, пропитать маслом красивое, обновленное дерево лишним не будет. Особенно с учетом того, что это повысит уровень защищенности материала.
Масло лучше подчеркивает и декоративные характеристики дерева. Да и использоваться оно будет в таком виде еще дольше. А потом можно еще и поверх этой обработанной поверхности нанести лак, желательно – нитроцеллюлозный. Подойдет и смесь лака с искусственным воском. А вот если обработать нужно именно фасадную древесину, отличным составом будет скипидарно-восковой раствор.
Лучшим же средством для пропитки обожженного дерева является масло. Тунговое, льняное и конопляное – идеальный вариант. Жидкость удобнее наносить кисточкой, хотя и краскопульт подойдет. И это самый экологичный вариант обработки (в совокупности с обжигом).
Используют также колерованные синтетические масляные составы, они могут простые породы дерева визуально превратить в благородные. Они очень выгодно акцентируют структуру древесины, защищают ее от внешнего агрессивного воздействия.
Из обожженного материала изготавливают красивейшие шкатулки, большие панно на стену, багеты. Из него получится сделать и экстравагантные столы, стулья, солидные комоды и шкафчики. Отделка стен таким фактурным деревом тоже привлекательна, особенно в располагающих к этому стилях интерьера – от шале до лофта.
О том, как обжечь дерево своими руками, смотрите в следующем видео.
История возникновения технологии
Одними из первых обжигать древесину стали жители Японии, спасая свои жилища от пожаров. Они массово сжигали прилегающие к деревням лесные полосы кипариса и кедра, чтобы обезопасить хозяйство и постройки. Ведь обожженная, обуглившаяся древесина становилась прекрасно защищенной не только от дальнейшего возгорания, но и от биологического разрушения.
Эти новые полезные свойства не могли не впечатлить ремесленников, и вскоре обжиг древесины образовал целую технологию, получившую поэтичное название, которое в переводе с японского языка звучит, как «томление кедра».
Обжиг дерева был широко распространен и за пределами Страны восходящего солнца. Мастера на многих континентах применяли этот способ защиты лесоматериалов и конструкций. На Руси этот метод назывался «подкуриванием». Для этого использовали пламя костра, под воздействием которого происходило опаливание пиломатериалов и конструкций будущих построек. Обжиг — отличная защита свай и опалубки фундамента от грунтовых вод и гниения. А обожженные по такой технологии элементы стропильной системы и кровли более устойчивы к воздействию солнечных лучей и атмосферных осадков.
Основные компоненты растворов, простоявших века
Невозможно представить себя прочную строительную смесь без использования песка, извести и глины. Один из важных компонентов – диоксид кремния, который также называют кремнеземом. Именно на базе указанных ингредиентов готовились строительные смеси во всех странах мира. Отличительной особенностью диоксида кремния является повышенная твердость частиц, обеспечивающих прочность строительной смеси. Кремнезем присутствует в различных горных породах, а способы его добычи освоены много веков назад.
Наряду с диоксидом кремния в строительных составах присутствует второй ингредиент – оксид кальция, который мы по-простому называем известью. В строительстве использовали только гашеную известь и гасили ее разными методами. В результате реакции известняка и воды образовывался гидроксид кальция, который добавлялся в состав в нужном количестве. Последний важный компонент – глина. В зависимости от места добычи, глина включала один или несколько минералов. Ее количество влияло на влагостойкость кладки.
Для получения строительного раствора тщательно перемешивали глину с песком, известью и водой. Вот такие простые секреты старинных растворов, обеспечивших прочность сооружений на протяжении столетий!
Правила нанесения защитных средств
При обработке дерева следует учитывать следующие моменты.
- Эффективный метод обработки — погружение. Альтернативные методы — использование кисти или пульверизатора.
- Смешивать препараты нельзя, одновременное воздействие разрушительно для древесных волокон. Каждое последующее средство наносится только после полного впитывания и высыхания предыдущего.
- Повышение степени защиты достигается либо высококонцентрированными препаратами, либо количеством нанесенных слоев.
- Не стоит обрабатывать влажную и мерзлую древесину, так как антисептик — это та же влага, и содержащее воду дерево не способно полноценно впитывать.
- Для обработки лучше выбирать теплое время года.
- Наносить антисептик и антипирены следует с использованием индивидуальных защитных средств, так как возможен химический ожог кожи при попадании препаратов на незащищенные участки тела.
- Еще один момент, влияющий на качество обработки, — осуществление подготовительных манипуляций с пиломатериалом до начала работ с ним. То есть обработка антисептиками и антипиренами до наступления изменений в структуре дерева под воздействием грибков, когда есть возможность обработать дерево со всех сторон, а не только его видимую часть в конструкции.
Для каждой ситуации по обработке деревянных материалов существует индивидуальное решение. Если речь идет о доске пола, например, в квартире, то антисептического или лакового покрытия будет достаточно. Если мы думаем о защите стропил в частном доме, то использование лака окажется ни к чему, если только открытые стропила не часть дизайна помещения, а вот дополнительная защита от возгорания в два-три слоя станет оптимальным решением.
Обращайтесь за консультацией и приобретением средств для защиты древесины к специалистам компании «Альянс-Строй». Долговечных построек!
Насаживание топора на топорище
Берём готовое топорище и надеваем на него подготовленную голову. Чтобы топорище легко вошло, необходимо по нему постучать молотком. Топорище должно выходить за пределы проушины.
- С помощью пилы разделите выпирающий участок топорища на 4 части, чтобы получился своего рода крестик.
Процесс насадки.
- Подготовьте клинья. Для этого понадобится средний по плотности маленький кусочек дерева обработать на гриндере.
- После этого приступаем к сборке топора.
- Смазываем наружную часть разрезов столярным клеем.
- Насаживаем топор так, чтобы небольшая часть топорища выпирала.
- Вставляем в разрез 2 клина.
- Вбиваем их в топорище молотком, пока они не рассыплются.
- Теперь срезаем лишнюю часть древесины с помощью гриндера.
Итог
Таким образом мы можем констатировать, что 10 тысяч лет до нашей эры в Месопотамии люди имели зрелый, сложившийся символически и ритуально религиозный культ, который просуществовал примерно до 5-то тысячелетия до н.э. и, возможно, значительные части этой религии сохранились в культах древних Египта, Греции и Месопотамии.
Характерными особенностями этого культа были:
- Акцент на мужском начале, который выражался в фаллических образах, которые в том числе были связаны с животными мужского пола (образ лиса, возможно, имеет отголосок в виде египетских богов (например, Сета), образ быка дошёл до нас в множестве древних обрядов уже письменного периода). Не исключено, что наполнением этого образа была богословская категория Отца-Творца, творящего мир и жизнь
- Акцент на женском начале, в котором подчеркивалась детородная функция. Важным символом женского начала была змея и птица. Не исключено, что наполнением этого образа была богословская категория Матери-Земли (материи), посредством которой Отец-Творец творил мир и жизнь
- Акт соединения мужского и женского начал для творения мира и жизни считался священным и, возможно, воспроизводился в святилищах в виде ритуального действия
- Религия имела отношение к ритуалу воздушного погребения — поедание мягких тканей умерших падальщиками, которые были образами духовных потусторонних сущностей, в том числе Отца-Творца (в виде лисов) и Матери-Земли (в виде змей, грифов и пр.)
- Ритуальных животных, включая падальщиков лисиц, возможно, приносили в жертву и принимали в пищу в рамках культа.
- В рамках ритуала использовалось опьяняющее пиво, которое также приносилось богам в качестве приношения.
Почему религия не дошла до нас:
- Богословское и ритуальное ядро этой религии было сформировано задолго до возникновения письменности, поэтому религия имела систему только устной преемственности
- Извержение Санторини (ок. 1500 года до н.э.) разрушило культуры Эгейской (Крито-Микенской, Минойской) цивилизации 3000-1000 годы до н.э., которая сохраняла либо всю религию, либо значительные её части.
- В течение культурно-религиозного упадка Темных веков Древней Греции 1000-700 годы до н.э. древние культы деградировали, богословие было фактически забыто, остался внешний символизм и мифы, без глубокого богословского и морально-нравственного обоснования
- В VI в до н.э. Месопотамия была завоевана Персами, что привело к деградации и гибели Месопотамской религии, которая сохраняла в какой-то, возможно, немалой степени древнейшие культы и богословие
- Морально-религиозный упадок и деградация Древней Греции, а затем и Древнего Рима привели к разрушению их религий и облегчили распространение монотеизма, где женское начало, а также оргиастические части образа Отца-Творца, изымались из богословия и ритуалов.
- Позднейшая жестокая зачистка «языческих» культов христианством и исламом окончательно уничтожила черты древнейшей религии
Очищение и возвращение
Тем не менее можно предположить, что христианство является возвратом к древнейшей чистой религии стереотеизма — поклонения Отцу-Творцу и Матери-Земле (материи). Иудаизм, а затем христианство и ислам очистили древнейший образ Отца-Творца от оргиастических наслоений, а христианство вернуло в богословие и ритуал Великую-Мать (Мать-Землю (материю)) в светлом образе непорочной Девы Марии, исключительно нарочито очищенной от любых оргиастических ассоциаций.