«Надо действовать единым фронтом»
Сергей Боярский указал на то, что с точки зрения обеспеченности бюджетным финансированием строительной отрасли Новосибирская область среди других регионов выглядит вполне достойно, местами даже блестяще(разумеется, если не вести сравнение с Москвой). Общая сумма расходов, предусмотренных в бюджете Новосибирской области на строительство (именно общая, включая капитальный ремонт, строительство автодорог), достигает 15 млрд. рублей. Это без малого 15% от всей затратной части бюджета — при том, что доля строительной отрасли в ВРП не превышает 4–5 процентов. Данный факт говорит о достаточно высоком уровне внимания областной власти к проблемам и запросам строительной отрасли, — указал министр. Касаясь темы привлечения дополнительных, внебюджетных денег, Сергей Боярский сообщил, что на данном направлении областное правительство тоже делает всё от него зависящее. В крупных инфраструктурных проектах потребуется выполнить большой объем работ, в которых могли бы принять участие многие наши строительные организации. По мнению министра, в поисках путей выхода из кризиса строители и власть должны объединить усилия- будь то продвижение крупных проектов, включение в федеральные программы, внесение благоприятных для застройщиков изменений в нормативную базу.
Майис Мамедов выразил убежденность, что предложенную министром дополнительную сумму субсидирования строительного комплекса Новосибирской области в размере 1 млрд. рублей можно и еще увеличить, даже удвоить. Строительство, особенно жилищное, играет важную социально-экономическую роль, и нам нужно активнее защищать и продвигать свои интересы на всех уровнях власти. Потенциал отрасли высок и его необходимо использовать. Но нужно действовать активно и сообща, — отметил председатель Регионального делового клуба строителей.
Никто ничего за нас делать не будет. Но, продвигая наши интересы, мы должны выступать вместе. Когда о какой-то проблеме на уровне муниципальной, региональной или тем более федеральной власти заявляет один застройщик, его могут не услышать. Но когда застройщики объединены в общий мощный пул — такой, как Региональный деловой клуб строителей — не считаться с их мнением, с их предложениями становится невозможно. И начинается совместная конструктивная работа, — уверен он.
Важность объединения строителей в Региональный деловой клуб подтверждается ролью в строительном секторе, а также продолжающимся расширением в его составе: в марте в РДКС вступили еще два крупных застройщика: ООО СК ВИРА-строй и ООО КПД-Газстрой
Субсидии от центра занятости
Если вы только планируете открыть свой бизнес, то вам нужно знать о специальной программе Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела. Но чтобы на нее рассчитывать, нужно быть официальным безработным.
Размер суммы зависит от региона. Например, московские предприниматели могут рассчитывать на совсем небольшую финансовую помощь от столичного Центра занятости населения. Она составит не более 10 200 руб. А в Подмосковье можно претендовать на 145 560 руб., и еще дополнительно вам выделят 7 500 руб. на подготовку документов.
Актуальную информацию о размере помощи по своему региону следует уточнять на сайте администрации или региональном портале «Мой бизнес».
Как правило, единовременная финансовая помощь от центра занятости выделяется на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, услуги правового характера, консультации.
Год бесплатной Эльбы для начинающих ИП: онлайн-бухгалтерия поможет сформировать и отправить документы, сдать отчетность в налоговую
Попробовать
Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.
2020
Минстрой РФ утвердил концепцию умных городов
В конце декабря 2020 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвердило концепцию умных городов. Как отметили в ведомстве, документ способствует формированию единого понятийного пространства через закрепление ключевых терминов, объясняет основные преимущества умного города для жителей, бизнеса и государства, а также помогает определить последовательность этапов цифровизации.
Проект «Умный город» к концу декабря 2020 года реализуется в 209 городах России. Концепция должна стать общим документом, с которым можно сверяться при развитии программ цифровизации и внедрении технологий в различные сферы городского хозяйства. Среди основных принципов концепции выделяется ориентация города на потребности человека, повышение доступности сервисов и услуг и приоритет долгосрочных решений при выборе стратегии.
Минстрой РФ утвердил концепцию умных городов
Документ обращает внимание на необходимость взаимосвязи мероприятий нацпроектов и федеральных программ. Он подготовлен с учетом международного опыта, текущих вызовов и актуальных трендов, говорится в сообщении Минстроя.
По словам замглавы Минстроя России Максима Егорова, органам местного самоуправления необходима помощь с приоритизацией этапов внедрения технологий
Документ как раз решает эти задачи, объясняет архитектуру умных городов и наглядно показывает, какие проблемы жителей и бизнеса могут быть решены.
По словам замглавы Минстроя России Максима Егорова, органам местного самоуправления необходима помощь с приоритизацией этапов внедрения технологий. Документ как раз решает эти задачи, объясняет архитектуру умных городов и наглядно показывает, какие проблемы жителей и бизнеса могут быть решены.
Каждый из участников ведомственного проекта уже реализует мероприятия в соответствии с принципами проекта «Умный город», все они ориентируются в своих действиях на жителей, стараются внедрять наилучшие доступные технологии, и постоянно повышают качество управления, комфортность сервисов и услуг. В концепции мы закрепили эти принципы, а также направления, по которым развиваются умные города, — отметил Егоров. |
Минстрой представил правила предоставления регионам субсидии на «Умный город»
В конце апреля 2020 года Минстрой РФ представил правила предоставления регионам субсидии на «Умный город». Соответствующий проект постановления правительства РФ — «Об утверждении правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения победителей конкурса лучших проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий» — опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В Минстрое сообщили о необходимости оказания адресной финансовой поддержки лучшим проектам умных городов на конкурсной основе. Победители получат господдержку в целях реализации проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий.
В Минстрое отмечают, что внедрение решений умного города требует от региональных и муниципальных органов власти значительных организационных и финансовых затрат при высоком уровне технологических рисков
Предполагается, что деньги будут выделяться на будущие проекты, которые ещё не реализованы, либо будут компенсироваться проекты, которые уже реализованы с 1 января того года, когда проходит конкурс.
Федеральную комиссию, которая будет определять лучшие проекты, предлагается сформировать с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, отдельных экспертов по вопросам цифровизации городского хозяйства.
На Минстрой будет возложен контроль целевого использования средств и принятие мер ответственности при выявлении нарушений, вплоть до возврата полученных средств.
Ведомство также сообщило о необходимости создать методологические и организационные основы для формирования экосистемы «Умного города», включая проведение оценки IQ» для городов и внедрение тиражируемых технологий цифровизации городского хозяйства с использованием ресурса «Банк решений умного города».
Субсидии
Государство рассматривает возможность поддержки малообеспеченных граждан. К примеру, могут быть освобождены от уплаты ЖКУ многодетные семьи.
Также субсидии при уплате ЖКУ предполагается предоставить людям, которые потеряли работу в марте текущего года в связи с ситуацией, сложившейся на Украине. Так, по словам члена Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб, поддержку необходимо оказать тем, чьи расходы по жилищно-коммунальным услугам значительно выше нормы по региону.
ВАЖНО! Чтобы получить субсидию, необходимо обратиться в органы соцзащиты или в многофункциональный центр. Схема работает так: владелец квартиры оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, затем государство возмещает сумму в течение полугода.
Понятно, что, когда речь идет о субсидиях, то за них кто-то в итоге все равно платит
В данном случае речь идет о государстве
Понятно, что, когда речь идет о субсидиях, то за них кто-то в итоге все равно платит. В данном случае речь идет о государстве.
Эта инициатива выгодна и управляющим компаниям, которые будут получать гарантированную оплату за ЖКУ за государственный счет.
Как получить бронь от мобилизации онлайн через Госуслуги
27 сентября Минцифры запустило на Госуслугах сервис для сбора информации о сотрудниках аккредитованных IT-компаний и операторов связи, которые не подлежат мобилизации.
Алгоритм действий со скачанным файлом:
- Заполнить данные в таблице, не убирая и не добавляя строк.
- Сохранить заполненный файл в формате .csv.
- Подписать файл у генерального директора предприятия с помощью УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи).
- Отправить подписанный файл через Госуслуги.
Если вы не уверены, что имеете право на бронь от компании, то перед подачей формы директору уточните свои шансы на отсрочку в отделе кадров.
Хотите обсудить эту статью? Подпишитесь на наш Telegram
Подрядчик, генподрядчик, fee-developer
Помимо девелопера и застройщика на слуху такие термины, как «подрядчик», «генподрядчик», «техзаказчик», fee-developer. Все эти фигуры тоже играют немаловажную роль в сфере строительства.
Fee-девелопмент – относительно новое явление для отечественного строительного комплекса. Он представляет собой привлечение собственником земельного участка профессионального исполнителя, который за определенную плату (fee) занимается реализацией инвестиционного проекта, рассказывает Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE).
На такие услуги есть спрос, так как довольно часто собственники недвижимости не готовы самостоятельно развивать проект. У них, например, может не быть доступа к человеческим, производственным, финансовым ресурсам, необходимым для его успешной реализации. Fee-девелоперы организуют разработку концепции проекта, проектирование и строительство объекта недвижимости, а также при необходимости его последующее эффективное управление в интересах заказчика, комментирует Максим Деев, заместитель руководителя юридического департамента ГК «Гранель».
«Fee-девелопмент – это путь для профессионалов строительного рынка, не имеющих своих строительных площадок либо имеющих их в недостаточном количестве, но при этом способных оказывать квалифицированные услуги по управлению инвестиционно-строительными проектами для собственников таких площадок», – уверен эксперт.
Преимуществами fee-development’а Руслан Соловьев считает:
– компанию с профильной специализацией в управлении девелоперскими проектами;
– экономию на содержании непрофильных структурных подразделений;
– сокращение сроков реализации проекта.
Недостатками:
– низкую ответственность за конечный результат с установленными параметрами (fee-developer’ы не делят с заказчиком финансовые риски);
– противоречия при реализации проекта.
Fee-developer как полноправный субъект строительной индустрии не значится в нормативно-правовых документах. Наиболее близок к нему по выполняемым функциям «технический заказчик» – это понятие закреплено в Градостроительном кодексе Российской Федерации (пункт 22, статья 1). Таким образом, в отечественной юрисдикции под fee-development подразумевают деятельность привлеченного технического заказчика, поясняет спикер.
Генеральный подрядчик – это компания, которая отвечает за полный комплекс строительно-монтажных работ на стройке. Строго говоря, генподрядчик строит и передает застройщику/девелоперу здание, коммуникации и т.п. На отдельные направления – внутреннюю отделку помещений, монтаж инженерии, фасада, установку лифтового оборудования – он может нанимать другие компании, которые выступают в качестве подрядчиков или субподрядчиков, говорит Владимир Щекин, совладелец «Группы Родина» (девелопер культурно-образовательного кластера Russian Design District).
Генподрядчик – это единая головная организация, с которой заказчик заключает не только договор о выполнении всех работ по проекту под ключ, но иногда еще и по подготовке проектной документации, добавляет заместитель генерального директора «Сити-XXI век», директор департамента реализации проектов Денис Денисов. Генподрядчик на отдельном строящемся объекте может быть только один, а подрядчиков и субподрядчиков – множество, исходя из специфики разделения объемов работ.
Подрядчики и субподрядчики – строительные или монтажные компании, которые своими силами выполняют строительство дома: разрабатывают котлован, забивают сваи, заливают бетон и проводят многие другие работы.
«Генподрядчик формирует состав исполнителей более низкого уровня – субподрядчиков, ведет с ними денежные расчеты, принимает у них законченные работы и в целом несет ответственность за деятельность третьих лиц. На коммерческих стройках субподрядчиков может быть сколько угодно. А вот при выполнении госконтрактов их количество строго регулируется. Кроме того, определен перечень работ, который подрядчик обязан выполнять самостоятельно»Андрей Колочинский, управляющий партнер «ВекторСтройФинанс»
Подводные камни соцконтракта
В заключении соцконтракта могут отказать. Сколько семей смогут заключить соцконтракт, зависит от финансирования. Например, в Липецкой области выделяют более 1 млрд рублей в год, в Новгородской области — 700 тысяч рублей, Красноярском крае — более 1,4 млрд рублей. Если все деньги уже выдали, в заключении социального контракта откажут или поставят на очередь.
Решение по каждому заявлению принимается индивидуально, учитывая все обстоятельства. Например, если человек хочет заключить соцконтракт на поиск работы, будут изучать, какая у него специальность и кем он раньше работал. Если бывший водитель грузовика хочет устроиться учителем физкультуры, ему откажут, если нет профильного образования. А вот если он хочет стать трактористом, это реально — его отправят на переобучение и устроят на работу.
Также соцзащита отказывает в соцконтракте, если:
- доход на одного члена семьи больше прожиточного минимума;
- неверная информация о доходах, составе семьи, имуществе.
Соцзащита должна дать ответ на бумаге и обязательно указать причину отказа. Если отказ не обоснован, жалуйтесь в прокуратуру или министерство социальной защиты вашего региона. Ответ по обращению придёт в течение 30 дней. Если и это не помогло, можете обратиться в суд.
Могут потребовать вернуть деньги. Если окажется, что соцконтракт для малоимущих граждан заключили по фиктивным документам, его расторгнут. То же будет, если семья уедет на постоянное место жительства в другой регион или не выполнит условия соглашения. Деньги придётся вернуть — сразу всю сумму или выплачивать по возможности.
Вот реальный пример. Женщина получила деньги на открытие магазина. Она предоставила чеки о покупке новых витрин и морозильной камеры. Но когда представители соцзащиты пришли с проверкой, они увидели, что оборудование подержанное. Неудачливой предпринимательнице пришлось вернуть все деньги, которые она получила по соцконтракту.
Кредитные программы для застройщиков и покупателей недвижимости
Среди финансовых антикризисных мер поддержки строительной отрасли отдельно стоит остановиться на специальных кредитных программах, запущенных как для компаний, занимающихся жилищным строительством, так и для организаций, строящих коммерческую недвижимость.
Так, до 15% субсидируются ставки по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 629. Для реализации этой программы в текущем году из резервного фонда Правительства РФ выделяется 35 млрд руб., что позволит софинансировать создание до 1 апреля 2024 года 18,5 млн кв. метров жилья, не менее 5,5 млн кв. м из которых должно быть введено в эксплуатацию до указанной даты (Распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. № 818-р). Список банков, в которых можно получить такие льготные кредиты, размещен на сайте кабинета министров, в нем – 26 кредитных организаций (government.ru/sanctions_measures/measure/58/).
Около 7,15 млрд руб. будет выделено в этом году из федерального бюджета на субсидирование ставок по кредитам, выданным системообразующим организациям в сфере строительства коммерческой недвижимости и входящим в их группы компаний организациям на реализацию инвестиционных проектов (Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2022 г. № 1046-р). Условия соответствующей кредитной программы пока не утверждены, однако, судя по данным с сайта Правительства РФ (government.ru/sanctions_measures/measure/107/), она позволит системообразующим строительным компаниям получать кредиты для реализации инвестпроектов по ставке не выше 11% годовых размером до 10 млрд руб. для одной организации или 15 млрд руб. для группы компаний.
Поскольку в последние годы существенное влияние на формирование спроса на жилье оказывает ипотека, обеспечению доступности ипотечных программ в условиях кризиса уделяется особое внимание. В связи с этим нельзя не упомянуть о том, что ставка по льготной ипотеке, установленная в апреле на уровне 12%, с 1 мая снижена до 9% (Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. № 806)
Суммы кредитов на покупку квартиры в новостройке, строительство частного дома или приобретение участка для его постройки, которые субсидируются по такой ставке, остались прежними: 12 млн руб. для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, 6 млн руб. – для всех остальных регионов. Однако теперь программу льготной ипотеки можно сочетать с другими льготными или рыночными ипотечными программами. То есть в пределах указанных сумм ставка будет равняться 9%, а по оставшейся части кредита она может быть иной – соответствующей условиям второй программы. Такое сочетание разных ипотек будет возможно для оформленных после 1 мая кредитов размером до 30 млн руб. в указанных выше четырех регионах и до 15 млн руб. – во всех остальных
№ 806). Суммы кредитов на покупку квартиры в новостройке, строительство частного дома или приобретение участка для его постройки, которые субсидируются по такой ставке, остались прежними: 12 млн руб. для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, 6 млн руб. – для всех остальных регионов. Однако теперь программу льготной ипотеки можно сочетать с другими льготными или рыночными ипотечными программами. То есть в пределах указанных сумм ставка будет равняться 9%, а по оставшейся части кредита она может быть иной – соответствующей условиям второй программы. Такое сочетание разных ипотек будет возможно для оформленных после 1 мая кредитов размером до 30 млн руб. в указанных выше четырех регионах и до 15 млн руб. – во всех остальных.
На субсидирование кредитов по программе льготной ипотеки в этом году выделяется около 33,4 млрд руб. из федерального бюджета, предполагается, что это поможет улучшить жилищные условия не менее чем 46 тыс. граждан РФ.
Обучение специалистов работе с BIM
В Минстрое добавили, что одним из основополагающих направлений в рамках внедрения ТИМ будет создание профессионального кадрового ядра. Обучение производится как за счет бюджета, так и на бесплатной или коммерческой основе. Базой для обучения является НИИ строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук, оно происходит в рамках проекта «Образование для профессионалов». Всего за 2021 г. в рамках данного проекта обучено 635 человек.
Также организовано обучение по различным дополнительным программам профессионального обучения на базе ДОМ.РФ и НИУ МГСУ (Московский государственный строительный университет, программа «ТИМ. Базовый курс»), «Роскапстрой» (программа «Применение ТИМ в строительной отрасли: организация электронного взаимодействия участников процесса строительства») и Университета Иннополис (программы «ТИМ в государственном заказе», «Теория и практика применения BIM технологий в строительстве», «ТИМ в дорожном строительстве»). За период 2021 г. обучено более 11 тыс. человек, в 2022 г. запланировано обучить 15 тыс. специалистов.
2016
Меморандум с Японией об участии в создании в России «умных городов»
Минстрой России и Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии подготовили в декабре 2016 года меморандум о сотрудничестве в сфере совершенствования городской среды. Об этом пишет «Российская газета». Площадками для пилотных проектов выбраны Воронеж и Владивосток.
В частности, планируется развитие территории международного аэропорта в Воронеже. Среди других проектов: строительство мусороперерабатывающего завода и борьба с пробками с помощью «умных» светофоров. В основу работы последних заложат японскую технологию, которая позволяет регулировать движение в онлайн-режиме исходя из анализа текущего транспортного потока.
Еще одно приоритетное направление сотрудничества – организация инновационного городского планирования. К проекту предполагается привлечь специалистов всемирно известного архитектурного бюро Nikken Sekkei. Основная идея в том, чтобы планировать плотную и высотную городскую застройку как можно ближе к крупным транспортным узлам. Речь идет о жилье, торговых комплексах и общественно-деловых центрах. При таком подходе пользователи общественного транспорта смогут быстрее добраться до нужных им объектов.
Роль государства в развитии строительства
Современная российская экономика еще не сформировала действенного рыночного механизма, позволяющего обеспечить полную саморегуляцию строительной отрасли. Отставание российской строительной отрасли от западных аналогов выступает причиной высоких издержек ее деятельности, отрицательно сказывающихся на динамике развития и платежеспособном спросе.
Вмешательство государства в регулирование строительной отрасли позволяет рассматривать его в качестве комплексного фактора, способного влиять на эффективность функционирования строительной индустрии. Воздействие органов власти на развитие строительной отрасли проявляется через систему административных и экономических методов регулирования всех сфер развития строительных предприятий. В качестве административных методов государство использует метод разработки и реализации нормативно-правовых актов, способствующих формированию рыночных отношений в строительной отрасли, метод осуществления контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства, метод формирования государственных строительных стандартов и так далее. Экономические методы регулирования строительной отрасли подразумевают использование инструментов налоговой, финансово-кредитной, инвестиционной, таможенной, страховой политики и так далее.
Смена политического строя в свое время потребовала существенной структурной перестройки строительной отрасли. Но многие программы реструктуризации получили свое начало еще в 1990-х годах. Государство в период реструктуризации активно осуществляло налоговое стимулирование инвестиционной и производственной деятельности строительной отрасли, совершенствовало механизмы долгосрочного кредитования, осуществляло разработку и оптимизацию механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в строительную отрасль со стороны российских и зарубежных инвесторов.
Государственная поддержка строительной отрасли подразумевает реализацию мер, направленных на формирование инвестиционного климата, защиту внутреннего рынка, поддержку научно-исследовательских работ в строительной сфере.
В настоящее время государство стремится к снятию избыточных административных барьеров в строительной отрасли, рассматривая это как приоритетную задачу государственной поддержки строительства. Неблагоприятная экономическая ситуация в долгосрочной перспективе приведет к падению рынка строительной отрасли, в частности жилищного строительства.
Государство намерено поощрять организацию на территории России производства собственных строительных материалов, организацию энергосберегающего производства строительных материалов в том числе, субсидировать научные исследования в данном направлении, оказывать налоговую и иную поддержку начинающим хозяйствующим субъектом.
Государство активно реализует различные проекты в строительной сфере, призванные решать актуальные общественные задачи, обеспечивать развитие общества в социально-экономическом плане.
Государство должно обеспечивать аккумулирование массовых ресурсов в строительной отрасли, поддерживать платежеспособный спрос населения в случае приобретения собственного жилья за счет субсидирования ипотечного кредитования или реализации различных государственных программ в этом направлении.
Программы поддержки на открытие и развитие бизнеса
По умолчанию государственная кредитная поддержка на льготных условиях всегда считалась наиболее значимой для развития бизнеса. В 2022 году запущено несколько значимых программ в этой сфере.
Антикризисная госпрограмма льготного кредитования
Банк России вместе с правительством разработал две программы льготного кредитования МСП — инвестиционную и оборотную. По этим программам микро- и малый бизнес сможет получить кредит или рефинансировать уже имеющийся по ставке не выше 15% годовых. Средний бизнес — по ставке не выше 13,5%.
- Льготный кредит на увеличение оборотных средств, чтобы закупить материалы или товары, оплатить необходимые услуги, выдаётся на срок до года, условия действуют до 30.12.2022. Сумма, которой может воспользоваться предприниматель, не должна превышать 300 тысяч рублей для микро- и малого бизнеса, и миллиона рублей для средних компаний.
- Инвестиционные льготные кредиты на расширение производства, открытие нового бизнеса выдаются на срок до трёх лет. Обратиться за кредитом можно до конца 2022 года. На инвестиционные цели занять деньги у банка могут любые субъекты МСП. Размер кредита ограничен одним миллионом рублей.
Общий объём кредитования по обеим программам составит порядка 675 миллиардов рублей. Ограничений по целям почти нет, единственное исключение — многоквартирное жилищное строительство.
В реализации антикризисных мер принимает участие широкий круг банков:
Государственная поддержка малого, среднего бизнеса и ИП
Государство, региональные и муниципальные власти жизненно заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Рост показателей их доли в валовом продукте территорий означает:
- открытие новых рабочих мест и улучшение показателей занятости;
- рост доходов домохозяйств и качества жизни населения;
- новое качество трудовых ресурсов;
- устойчивые и растущие налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
- инвестиционную привлекательность региона для нового бизнеса.
Помощь МСП и поддержка ИП формируются на федеральном и региональном уровнях по следующим направлениям:
- Финансовая.
- Имущественная.
- Нефинансовая (информационно-консультационная).
Государственная поддержка субъектов МСП в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.
Помощь предпринимательству России в целом и поддержка бизнеса в Москве осуществляется по следующим основным направлениям.
Финансовая помощь МСП и ИП
Налоговые льготы (использование спецрежимов УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)
Финансовые льготы грантов и безвозмездных субсидий на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
Административные льготы — это такие послабления, как упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры, наличие специальной квоты для МСП в госзакупках.
Содействие развитию кредитования малого бизнеса — предоставление гарантий государственных гарантийных фондов, получение займов в региональных фондах микрофинансирования МСП и Российском МСП-банке.
Субсидии малому бизнесу на компенсацию затрат, которые уже были произведены — предоставляются на конкурсной основе после анализа первичной бухгалтерской документации, подтверждающей произведенные затраты.
Имущественная помощь МСП и ИП
Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях.
Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях.
Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.
На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.
Административная и информационно-консультационная помощь МСП и ИП
Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов.
Оказывается по двум основным направлениям:
- создание инфраструктуры консалтинга предпринимательства;
- создание информационной среды развития предпринимательства.
В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.
ВАЖНО! Принципы и меры по поддержке малого бизнеса формируются на федеральном уровне. Детали для использования их в работе необходимо уточнять в конкретном регионе. Лучше это делать в местных Центрах поддержки бизнеса.Полная информация содержится на сайте Министерства экономического развития РФ и региональных профильных министерств и ведомств
Лучше это делать в местных Центрах поддержки бизнеса.Полная информация содержится на сайте Министерства экономического развития РФ и региональных профильных министерств и ведомств.
Общие меры государственной поддержки для подрядчиков
Правительством РФ принят ряд законодательных актов, содержащих федеральные меры поддержки строительной отрасли в 2023 году.
Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 установило порядок и случаи изменения существенных условий контракта. Допускаются следующие изменения существенных условий:
- продление срока исполнения договора;
- объем и (или) виды выполняемых работ;
- замена строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы;
- наименование, состав, объем и виды работ;
- цены отдельного этапа;
- установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
- порядок приемки и оплаты отдельных этапов, результатов выполненных работ;
- увеличение цены без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы;
- порядок перечисления средств по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения основного контракта, с лицевых счетов, открытых заказчикам в ТОФК, на расчетные счета исполнителей в кредитных организациях.
ВАЖНО!
Указанные изменения существенных условий допускаются в 2023 году по взаимной договоренности сторон и только при возникновении в ходе исполнения контракта не зависящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.
Приказ Минстроя 500/пр от 21.07.2021 вносит изменения в методику составления сметы. После изменений подрядчик получил право изменять цену Комплексного контракта. Возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства ПП № 1315 не предусмотрена.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов оформляется в письменной форме в виде расчета. В случае увеличения общей стоимости работ по смете не более чем на 30 процентов в связи с ростом стоимости строительных ресурсов, внесение изменений в смету осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом № 500/пр. Удорожание строительных материалов в 2023 по приказу 500 подтверждается следующими документами:
- на дату заключения договора: коммерческие предложения, прайс-листы, данные торговых площадок, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, договоры поставки, заключенные до существенного возрастания стоимости, данные бухгалтерской отчетности и иные документы;
- на дату проведения расчета: коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, заключенные для исполнения иных контрактов, данные торговых площадок и иные документы.
Необходимо представить не менее 3 (трех) обосновывающих документов. По результатам расчета определяется разница между изначальной ценой и ценой, актуальной на момент составления расчета.
Обратите внимание, что сроки оплаты контрактов Министерством строительства за 2023 год — не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Указанная норма содержится в ч
13.1 ст. 34 44-ФЗ.